ПАМЯТКА
Физические и психологические последствия насилия (жестокого обращения)
в отношении детей
1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Эти повреждения могут вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья ребенка, отставание в развитии или даже привести к смерти.
Физическое насилие можно распознать не только по характеру травм (ссадины, синяки, ожоги от сигарет, следы от сдавливания, связывания, повреждения внутренних органов и др.), но и по особенностям психического состояния ребенка.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:
К прямым психологическим последствиям физического насилия в отношении ребенка относят появление характерных эмоциональных реакций - тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройство сна, аппетита, различные тики, энурезы, энкопрезы и другая неврозоподобная симптоматика.
Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы или ее отсутствие, редкая улыбка в возрасте от 3 до 6 мес.
Возраст б месяцев -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, испуг или подавленность при попытках со стороны взрослых взять ребенка на руки.
Возраст 1,5 — 3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности.
Возраст 3 года - 6 лет: наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.
Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.
2. Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное воздействие на ребенка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.
К формам психологического насилия относят:
Отвержение - действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство:
- враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное
- высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.)
- превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.
Терроризирование - угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:
- помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства
- оставление его в опасной ситуации
- угроза совершения насилия над самим ребенком
- угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).
Эксплуатация/развращение - действия в отношении ребенка, способствующие развитию у него саморазрушающего, антисоциального, криминального поведения:
- побуждение ребенка к антисоциальному поведению, занятию проституцией, порнографией, преступной деятельностью
- побуждение к употреблению наркотиков
- побуждение к жестокости по отношению к другим
Особенности психического состояния и физического развития ребенка, позволяющие заподозрить психологическое насилие:
- задержка физического и интеллектуального развития
- нервные тики, сосание пальцев, энурез
- печальный вид, нарушение аппетита, нарушение сна
- соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии).
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию:
- беспокойство, тревожность, склонность к уединению, подавленность
- агрессивность
- чрезмерная уступчивость и послушание, заискивающее, угодливое поведение
- побеги из дома, угрозы и попытки суицида
- проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.
3. Пренебрежение основными нуждами ребенка - нежелание или неспособность удовлетворить основные потребности ребенка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.
Под пренебрежение интересами и нуждами ребенка понимается:
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения
- оставление ребенка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям
- лишение ребенка должного внимания и заботы, в результате чего для ребенка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлеченным в употребление алкоголя или наркотиков, а так же совершение преступлений.
Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
- санитарно-гигиеническая запущенность
- низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого и моторного развития
- утомленный вид, сонливость, опухшие веки, обезвоживание организма (у грудничков)
- педикулез, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции
- многократная госпитализация, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
- испытывает постоянный голод или жажду, ворует пищу
- интенсивно привлекает к себе внимание других людей, легко вступает в контакт с посторонними
- имеет трудности в обучении, низкую успеваемость
- проявляет агрессивность, пассивность, подавленность
4. Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в осознаваемые или неосознаваемые им, в силу функциональной незрелости, сексуальные действия.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, опирающегося на авторитет или силу
- не может полностью понимать, в силу своей функциональной незрелости, на что подталкивает его взрослый и поэтому его «согласие» на сексуальные отношения носит условный характер
- не может предвидеть все негативные последствия сексуальных действий и тот вред, который будет причинен его физическому, психологическому и социальному здоровью.
В связи с этим, именно взрослый полностью юридически и морально ответственен за любые сексуальные действия с ребенком, даже если ему кажется, что ребенок «провоцирует» или «согласен» на сексуальные отношения
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
Дети дошкольного возраста:
- ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение, нервно-психические расстройства
- неадекватные возрасту рисунки людей, на которых явно вырисованы интимные места тела
- несвойственные ранее сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, имитация полового акта с куклами или игрушками
- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.
Дети младшего школьного возраста:
- снижение успеваемости, замкнутость, стремление к уединению, боязливое реагирование на объятия и поцелуи, ухудшение отношений со сверстниками
- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки:
- депрессия, расстройства восприятия, побеги из дома, угрозы или попытки самоубийства
- сексуализированное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, проституция или беспорядочные половые связи.
Особенно должны насторожить следующие моменты поведения детей:
- необычные сексуальные познания
- выражено флиртующее или сексуальное поведение ребенка со сверстниками и взрослыми людьми
- проявление повышенного интереса к сексуальным отношениям взрослых
- наличие в игре действий и комментарий к ним сексуального характера
- использование непристойных слов сексуального характера для оскорбления других людей
- избегание и боязнь определенных людей (например, людей противоположного пола, мужчин или женщин, бородатых мужчин и пр.)
- высказывание или демонстрация очень сильных эмоциональных реакций при взаимоотношениях с определенным человеком (страх, печаль, агрессия, ненависть)
Опыт сексуального насилия, полученный в детстве, оказывает разрушающее воздействие на процесс личностного развития ребенка, приводит к серьезным эмоциональным и поведенческим проблемам, нарушает выстраивание межличностных и партнерских отношений.
Среди отдаленных последствий любого вида насилия над ребенком на первый план выступают его саморазрушающее поведение и воспроизведение насильственных отношений в будущем.