Всеволжская Клиническая Межрайонная Больница

Решаем вместе

image 2023-05-22 09-24-31

VK Banner-11

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

iibikmefbpmddnpl


Поиск по сайту

Телефон "горячей линии" Всеволожской КМБ по вопросам медицинской помощи многоканальный:
122 - круглосуточно

«Горячая линия поликлиники г. Кудрово»: 8 (812) 331-63-80 доб. 5011, обращения принимаются в будние дни с 8-00 до 17-00
Эл. адрес поликлиники г. Кудрово: sekkudrovo@vkmb.ru

                                                          ПАМЯТКА

 

         Физические и психологические последствия насилия (жестокого обращения)

                                                  в  отношении детей


          1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Эти повреждения могут вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья ребенка, отставание в развитии или даже привести к смерти.
                                                                                                                                         Физическое насилие можно распознать не только по  характеру травм  (ссадины, синяки, ожоги от сигарет, следы от сдавливания, связывания, повреждения внутренних органов и др.), но и по особенностям психического  состояния ребенка.

 

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:

 К прямым психологическим последствиям физического насилия в отношении ребенка относят появление характерных эмоциональных реакций - тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройство сна, аппетита, различные тики, энурезы, энкопрезы и другая неврозоподобная симптоматика.

Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы или ее отсутствие, редкая улыбка в возрасте от 3 до 6 мес.

Возраст б месяцев -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, испуг или подавленность при попытках со стороны взрослых взять ребенка на руки.

Возраст 1,5 — 3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3 года - 6 лет: наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

            2. Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное воздействие на ребенка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.

К формам психологического насилия относят:

Отвержение -  действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство:
 - враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное
 - высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.)
 - превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т.п.


Терроризирование - угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:
 - помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства
 - оставление его в опасной ситуации

 - угроза совершения насилия над самим ребенком
- угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).

Эксплуатация/развращение - действия в отношении ребенка, способствующие развитию у него саморазрушающего, антисоциального, криминального  поведения:

 - побуждение ребенка к антисоциальному поведению, занятию проституцией, порнографией, преступной деятельностью

 - побуждение к  употреблению наркотиков

 - побуждение к  жестокости по отношению к другим

Особенности психического состояния и физического развития ребенка, позволяющие заподозрить психологическое насилие:

 - задержка физического и интеллектуального развития

 -  нервные тики, сосание пальцев, энурез

 - печальный вид, нарушение аппетита, нарушение сна

 -  соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии).

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию:

 - беспокойство, тревожность, склонность к уединению, подавленность

 -  агрессивность

 -  чрезмерная уступчивость и послушание, заискивающее, угодливое поведение

 -  побеги из дома, угрозы и попытки суицида

 -  проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.

            3. Пренебрежение основными нуждами ребенка - нежелание или неспособность удовлетворить основные потребности ребенка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.

Под пренебрежение интересами и нуждами ребенка понимается:
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения
- оставление ребенка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям
- лишение ребенка должного внимания и заботы, в результате чего для ребенка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлеченным в употребление алкоголя или наркотиков, а так же совершение преступлений.

Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

 - санитарно-гигиеническая запущенность

 -  низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого и моторного развития

 - утомленный вид, сонливость, опухшие веки, обезвоживание организма (у грудничков)  

 - педикулез, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции

-  многократная госпитализация, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

 -  испытывает постоянный голод или жажду, ворует пищу

 -  интенсивно привлекает к себе внимание других людей, легко вступает в контакт с           посторонними

 -   имеет трудности в обучении, низкую успеваемость

 -   проявляет агрессивность, пассивность, подавленность


        4. Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в осознаваемые или неосознаваемые им, в силу функциональной незрелости,  сексуальные действия.
       Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
  -  не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, опирающегося на авторитет или силу
  -  не может полностью понимать, в силу своей функциональной незрелости, на что подталкивает его взрослый и поэтому его «согласие» на сексуальные отношения носит условный характер
  -  не может предвидеть все негативные последствия сексуальных действий и тот вред, который будет причинен его физическому, психологическому и социальному здоровью.
      В связи с этим, именно взрослый полностью юридически и морально ответственен за любые сексуальные действия с ребенком, даже если ему кажется, что ребенок «провоцирует» или «согласен» на сексуальные отношения

 

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

Дети дошкольного возраста:

 -  ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение, нервно-психические расстройства  

 -  неадекватные возрасту рисунки людей, на которых явно вырисованы интимные места тела

 -  несвойственные ранее сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, имитация полового акта с куклами или игрушками

 -  несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

Дети младшего школьного возраста:

 - снижение успеваемости, замкнутость, стремление к уединению, боязливое реагирование на объятия и поцелуи, ухудшение отношений со сверстниками

 -  несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:

 - депрессия, расстройства восприятия, побеги из дома, угрозы или попытки самоубийства

-  сексуализированное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, проституция или беспорядочные половые связи.

      Особенно должны насторожить следующие моменты поведения детей:
- необычные сексуальные познания
- выражено флиртующее или сексуальное поведение ребенка со сверстниками и взрослыми людьми
-  проявление повышенного интереса к сексуальным отношениям взрослых
-  наличие в игре действий и комментарий к ним сексуального характера
- использование непристойных слов сексуального характера для оскорбления других людей

-  избегание и боязнь определенных людей (например, людей противоположного пола, мужчин или женщин, бородатых мужчин и пр.)
- высказывание или демонстрация очень сильных эмоциональных реакций при взаимоотношениях с определенным человеком (страх, печаль, агрессия, ненависть)

      Опыт сексуального насилия, полученный в детстве, оказывает разрушающее воздействие на процесс личностного развития ребенка, приводит к серьезным эмоциональным и поведенческим проблемам, нарушает выстраивание межличностных и партнерских отношений. 

 

     Среди отдаленных  последствий любого вида насилия  над ребенком  на первый план выступают его саморазрушающее поведение и воспроизведение насильственных отношений в будущем.